Храм Христа Спасителя архитектор — автор проекта собора

Храм Христа Спасителя является самым большим православным храмом России. Собор, который сегодня можно увидеть в Москве на Волхонке, был возведён в 1990-х годах. На этом же месте до конца 1931 года можно было видеть его предшественника.

Кто же является архитектором собора? Чтобы ответить на этот вопрос, следует немного больше узнать об истории создания собора.

Идея возведения храма появилась после того, как была одержана победа над наполеоновскими войсками в Отечественной войне 1812 года. Первым такую идею озвучил генерал Пётр Кикин, являвшийся сподвижником императора Александра I. Генерал желал возродить традицию обетных храмов, которые возводились в честь победы над противником и в память о погибших во время боевых действий. Такими храмами в Москве являлись храм Василия Блаженного и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади.

Генерал Пётр Кикин
Пётр Кикин

25 декабря 1812 года императором Александром I был подписан Высочайший манифест о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя. Ожидалось, что собор будет отличаться особым величием и грандиозностью духовной идеи.

Для определения архитектора будущего храма был объявлен открытый международный конкурс, участие в котором приняло 38 человек.

Среди участников конкурса был ряд известных зодчих: Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Василий Стасов и другие. Так, архитектором Воронихиным было представлено не менее семи вариантов проекта, однако ни один из них не оказался принят.

В 1814 году появилось уточнение проектного задания, которое заключалось в том, что Храм Христа Спасителя должен быть построен на протяжении следующих 10-12 лет. Победителем первого конкурса стал 28-летний художник, архитектор и масон Карл Витберг.

Архитектор Карл Витберг
Карл Витберг

Храм Христа Спасителя архитектор имел шведское происхождение и ради утверждения проекта перешёл в православие. По его проекту также в будущем возводился Александро-Невский собор в городе Вятка (до наших дней не сохранился).

Что представлял собой Храм Христа Спасителя по проекту этого архитектора? В плане собор имел высоту 240 метров. По своим размерам он оказывался в три раза больше современного. Храм включал Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, памятники правителям и видным полководцам.

Местом расположения храма стали Воробьёвы горы. Выбор именно этого места оказался обусловлен исторически, так как путь к храму находился между Смоленской и Калужской дорогами, по одной из которых войска Наполеона вошли в Москву, а по другой покинули город.

Храм Христа Спасителя - проект Витберга
Проект Витберга

Карл Витберг не был профессиональным архитектором, поэтому для него строительство имело прежде всего символическое значение. По его замыслу должен был быть возведён новый Соломонов храм. Часто в своих записках архитектор называл его Храмом Премудрости.

Как должен был выглядеть Храм Христа Спасителя по проекту Витберга? Данный собор должен был включать три яруса и иметь прямоугольную форму. Нижняя часть называлась «Храмом тела» и олицетворяла собой потусторонний мир. В алтаре этого яруса планировалось установить изображение Рождества, а также барельеф в память о смерти Христа и апостолов.

Второй ярус — душевный или моральный. Он должен был располагаться на земле и иметь крестообразную форма, которая служила символом одухотворённости и жизни. Средний храм по плану следовало освятить во имя Преображения Господня. Соответствующая сцена планировалась к размещению в алтаре, а по стенам предполагалось расположить барельефы.

Третий ярус — божественный храм, который посвящён духовной ипостаси человека. В его алтаре изображалось Воскресение. Верхняя часть предполагалась как источник света для остальных помещений. Плафон купола планировалось ярко осветить окнами.

Закладка этого храма состоялась 12 октября 1817 года. Сначала стройка Храма Христа Спасителя осуществлялась энергично. В 1825 году было приказано соединить Волгу и Москву-реку, что позволяло доставлять каменные материалы к строительной площадке. Однако, постепенно темпы работ стали снижаться. В результате на протяжении семи лет не был завершён даже «нулевой цикл».

Руководством строительных работ занимался сам архитектор Карл Витберг, который не имел практического опыта руководства. Завершить проект ему так и не удалось. После того как на престол в 1825 году взошёл император Николай I, строительство было приостановлено. Официальной причиной этого стала ненадёжность почвы на Воробьёвых горах. В 1827 году строительная комиссия оказалась полностью расформированной, архитектора Витберга и руководителей стройки обвинили в растратах и отдали под суд. Витберг оказался сослан в Вятку, а его имущество конфисковано. Однако, существует мнение, что архитектор не был виновен в растратах, из-за своей неопытности он просто оказался неосмотрительным и доверчивым. Ссылка его была непродолжительной, а проекты в дальнейшем использовались при постройке соборов в Перми и Тифлисе.

Так завершилась история возведения первого Храма Христа Спасителя в Москве на Воробьёвых горах. После этого в 1831 году император Николай I назначил нового архитектора, который должен был возвести собор. Им стал Константин Тон, который работал в близком императору русско-византийском стиле.

Архитектор Константин Тон
Константин Тон

Для нового храма было выбрано и новое место — Волхонка, которая тогда называлась Чертолье. Расположенные на этом месте постройки оказались скуплены и снесены, включая Алексеевский женский монастырь, являвшийся памятником XVII века.

Летом 1837 года началась укладка и укрепление фундамента, а 10 сентября 1839 года состоялась церемония торжественной закладки. Храм оказался возведён в 1860 году, однако на украшение и отделку, а также устройство набережной и площади потребовалось ещё около 20 лет.

В 1880 году сооружение получило официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, были утверждены духовенство и причт. В соответствии с Указом от 25 мая 1883 года храм оказался принят «на счёт казны».

Храм Христа Спасителя, 1903 год
Храм Христа Спасителя

7 июня 1883 года произошло торжественное освящение собора. Его совершал митрополит Московский Иоанникий (Руднев) с сонмом духовенства. Происходило это в присутствии императора Александра III, который незадолго до этого был коронован в Московском Кремле.

Храм Христа Спасителя просуществовал до 1931 года. 13 июля того года прошло заседание ЦИК СССР, на котором было постановлено о возведении на месте собора Дворца Советов. Несколько месяцев шли работы, направленные на разборку здания. Останки было решено взорвать, что и было сделано 5 декабря 1931 года.

В 1956 году от идеи строительства Дворца Советов было решено отказаться, после чего в 1960 году на месте храма был открыт плавательный бассейн «Москва», который просуществовал до 1994 года.

В 1988 году была организована инициативная группа за воссоздание Храма Христа Спасителя. В 1994 году было принято постановление о начале строительных работ. Совет по воссозданию сооружения возглавили патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков. Также в этот совет вошли профессора Российской академии художеств Николай Пономарёв, Михаил Аникушин, скульптор Зураб Церетели, архитектор Михаил Посохин и другие.

В 1999 году новый Храм Христа Спасителя оказался воссоздан как условная внешняя копия своего исторического предшественника.

Современный Храм Христа Спасителя в Москве
Современный Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: